Библиотека

Библиотека социологической лаборатории содержит основные труды, которые помогут начинающему социологу-практику обрести теоретическую базу для проведения собственных исследований. Постоянно пополняется.

Девятко И.Ф. Биографический метод

Определение и истоки биографического метода в социологии
Руководство по проведению фокус-групповых исследований Этапы фокус-групповых исследований. Организация фокус-группы. Отбор и рекрутирование участников.

Белановский С.А. Метод фокус-групп

Метод фокус-групп, или групповое глубокое интервью, относится к числу так называемых "гибких" или "качественных" методов социологического исследования. В настоящее время в развитых странах "гибкие" методы опросов (индивидуальное и групповое интервью) сделались не просто разновидностью исследовательских методик, но и отраслью индустрии, обслуживающей функционирование институтов рынка (маркетинг) и институтов демократии (анализ и коррекция политических имиджей). Внедрение в практику этих методов в России необходимо для повышения культуры работы рыночных и политических институтов. Настоящий учебник является первым в России описанием метода фокус-групп. Предназначен для социологов, психологов, политологов, специалистов по маркетингу, преподавателей, студентов, исследователей

Н.В. Веселкова Методические принципы полуформализованного интервью

В статье рассматривается специфика методических принципов полуформализованного интервью в связи с его промежуточным, срединным положением на континууме видов интервью по степени формализации. Автор анализирует различные подходы к классификации видов интервью, сложившиеся в современной западной литературе, определяет познавательные возможности полуформализованного интервью. На конкретном эмпирическом материале рассматриваются такие принципы полуформализованного интервью, как недирективность и общие рамки референции для интервьюера и респондента.

Дмитриева Е. Фокус группы в маркетинге и социологии

В книге дастся комплексное описание метода группового фокусированного интервью от истории его возникновения и развития в междисциплинарном контексте до методических рекомендаций пользователям и представления конечного результата. В этом контексте в первой главе книге дается обзор западных классических работ основоположников данной разновидности интервью (Р.Мертон, П. Кендалл и М. Фиске), когда его авторы только начинали применять фокусированное интервью Для расширения интерпретационных возможностей данных массовых опросов. В первой главе конкретизируются сами понятия <фокус> и <группа> и описываемый метод сопоставляется с другими методами сбора информации.

Б.Нанеишвили Применение глубинных интервью в маркетинговых исследованиях

Анализируется специфика использования глубинных интервью в маркетинговых исследованиях

В.Журавлев  Анализ коммуникаций в качественном интервью

В статье рассматриваются теоретические и методологические основания интервью как метода сбора данных в качественных исследованиях. 

Б.Нанеишвили Фокус-группы как метод качественных маркетинговых исследований

Систематизируются методы проведения фокус-групп. Коротко даны определения основных подходов к проведению фокус-групп

М. Власова  Как избежать фокусов с фокус-группами

Данный материал посвящен тому, на что в первую очередь должен обратить внимание рекламист, принимая решение о том, кому поручить организацию и проведение "фокус-групп". 
Глубинное интервью Подробная методика организации и проведения глубинных интервью.

С.Маслова О влиянии субъективного фактора при использовании метода фокус-групп

В статье анализируется роль модератора в проведении фокус-групп.

А.Кудрявцев  Маркетологи в поиске нового.

Методы поддержки процесса поиска новых идей (метод мозгового штурма)

Е.Горбунова  Метод номинальных групп

В статье изложены основные принципы использования одного из методов групповой дискуссии – метода номинальных групп. В сравнении с другими качественными групповыми техниками показаны его преимущества и ограничения. Описан процесс реализации, а также специфика применения метода номинальных групп. .

С.А.Белановский  Свободное интервью как метод социологического исследования

Статья преследует цель расширить методическую базу социальных исследований в вашей стране. Дается краткое описание метода свободного интервью, который до недавнего времени сравнительно редко применялся в отечественной практике. Излагаются основные принципы проведения интервью. В качестве иллюстративных примеров используются материалы конкретных опросов.

Белановский С.А. Глубокое интервью

Настоящая книга - первое в России учебно-методическое пособие по проведению глубокого интервью в социальных исследованиях. Глубокое интервью широко применяется в странах Запада при изучении самых различных проблем: исследованиях организаций, маркетинга, рекламы, теневой экономики, преступности и отклоняющегося поведения, проблем семьи, медицины и многих других. Издание книги ставит своей целью расширение методической базы, используемой в отечественных социальных исследованиях.

Теория измерений

С возникновением социологии как позитивной науки, появилась необходимость в введении в нее понятия измерение, что было связано с заменой теоретико-философских методов методами эмпирическими. В связи с этим возникают несколько теорий измерений: описательная теория, (естественнонаучная теория), репрезентативная теория измерений ,формальная теория измерений.

Толстова Ю.Н., Измерение в социологии.

В этой книге описывается двоякая цель социологии: изложить овладевающему профессией социолога основы и приемы измерительных процедур в социологии, но вместе с тем приобщить его к современному состоянию теории предмета. В каждом разделе рассматриваются и теорико-методологические проблемы социологического измерения, и практические техники соответствующих подходов. Работа написана на базе курса лекций, прочитанных автором на социологических факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова и других вузов. Она рассчитана на студентов и аспирантов-социологов. Понимание части содержания книги предполагает наличие у читателя знания методики проведения социологического исследования, элементов высшей математики, теории вероятностей и математической статистики в объеме программ, соответствующих обязательным курсам, читаемым студентам-социологам. Книга может быть полезна специалистам, работающим в области изучения общественного мнения и маркетинга.

Современный этап развития теории экспертных оценок

Рассмотрение основных проблем теории и практики экспертных оценок, а также применение статистики объектов нечисловой природы в экспертных оценках, вопросы построения интегральных показателей качества, эффективности и пр., т.е. рейтингов, а также перспективы создания и применения гаммы современных методик экспертных оценок на основе подходов и результатов указанного научного коллектива.

Руководство для супервайзера, организатора полевых работ

Настоящее пособие представляет собой руководство для супервайзеров, руководителей полевых работ,"бригадиров" по всем основным этапам проведения полевого исследования. Этот текст послужит справочником, освещающим основные аспекты работы, хотя он, безусловно, не может дать ответы абсолютно на все вопросы . Разумеется, вы столкнетесь с ситуациями, которые мы не смогли предвидеть, но здесь представлены наиболее типичные случай.

Руководство для интервьюера

Настоящее пособие представляет собой руководство для интервьюеров по всем этапам проведения полевого исследования и взаимодействию с исследовательской организацией. Данный текст рассчитан на людей сталкивающихся с опросами в качестве интервьюеров, а также полезна тем, кто имеет опыт участия в исследованиях или организациях их.