История ЦИОТ

Деятельность Центра инновационных образовательных технологий неразрывно связана с историей развития активных методов обучения в Университете, в частности, деловых игр, и с деятельностью замечательных ученых, работавших в разное время в ИНЖЭКОНа (ЛИЭИ), — Марии Мироновны Бирштейн (1902–1992), Тимофея Павловича Тимофеевского (1902–1990). Огромный вклад в развитие методов игрового социального моделирования внес Рэм Федорович Жуков (1924–2010): он является одним из создателей отечественной школы игротехников, организатором и президентом Ассоциации разработчиков игрового социального имитационного моделирования (АРИСИМ), созданного в 1988 г. на базе Ленинградского инженерно-экономического института (ныне ИНЖЭКОН). С ЦИОТ в разное время была связана и деятельность Юлия Михайловича Порховника, который является членом Исполнительного комитета Международной ассоциации игр и имитаций (ISAGA) и в этом качестве на протяжении многих лет участвует в работе международных научных конференций и совещаний. Именно в нашем вузе в 1932 г. была разработана и применена первая в мире деловая игра «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного Лиговского завода пишущих машин в пусковом периоде». Ее автором была Мария Мироновна Бирштейн.

Слева направо:

Фердинанд Карлович Шварц, Мария Мироновна Бирштейн, Тимофей Павлович Тимофеевский

(30-е годы).

Мария Мироновна Бирштейн
(конец 1930-х)

Рождение деловых игр в СССР было обусловлено производственной необходимостью. Вводились в строй отечественные гиганты индустрии (Харьковский, Сталинградский тракторные заводы, Уралмаш и др.), но пусковой период проходил с большим числом неполадок и резко затягивался. Заводы были оснащены оборудованием, укомплектованы рабочими и инженерно-техническим составом, а план производства не выполнялся. Правительство обратилось к научно-исследовательским институтам, в частности, к Ленинградскому инженерно-экономическому институту (ЛИЭИ), с предложением помочь пуску новостроек.

Еще в 1930 г. в научно-исследовательском секторе ЛИЭИ была создана «группа пуска новостроек». Организационное руководство проектом было возложено на Фердинанда Карловича Шварца, который работал в ЛИЭИ в 19311935 гг. Именно в тот период и была разработана методика проведения деловых игр, создана их первая классификация и намечены перспективы развития и использования. Результаты первой деловой игры показали, что опыт, приобретенный участниками игры в условных ситуациях, можно с успехом применять на реальном объекте. За несколько лет было разработано около 40 игр с различной тематикой: для тренировки диспетчеров и проектирования диспетчерских служб, исследовательские игры по перестройке производства, так называемые аварийные игры по отработке аварийных ситуаций в энергоснабжении и других отраслях промышленности. В 1938 г. деловые игры в СССР были запрещены, как и кибернетика, генетика и некоторые другие разделы науки.

Второе рождение советских деловых игр произошло в конце 60-х гг. В научно-технических журналах начали появляться статьи о зарубежном опыте игрового моделирования (М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевский и др.). Профессор И. М. Сыроежин впервые после войны с успехом провел со студентами созданную им деловую игру «Реформа».

В начале 70-х гг. деловые игры начинают применяться в ряде институтов. В ИПК СП в 1972 г. создается первая кафедра «Деловые игры» (проф. Р. Ф. Жуков). В 70-80-х годах прошлого века разработка и применение деловых игр в СССР приняли массовый характер. В 1980 году в нашем вузе был издан первый каталог деловых игр СССР. К концу 1988 г. имелась информация примерно о 1000 зарегистрированных советских деловых игр различного назначения (в 1975 г. их было около 40, в 1980 г. — 166). В 90-х гг. из-за финансовых трудностей многие работы по деловым играм в России были приостановлены. Однако массовое внедрение персональных компьютеров дало новый импульс развитию деловых игр. Широкое распространение получили компьютерные игры, позволяющие получить необходимые навыки по различным специальностям, развить скорость мышления и реакцию.

Р.Ф.Жуков, М.М. Бирштейн, Т.П. Тимофеевский

Слева направо:
Р.Ф. Жуков, Т.П. Тимофеевский, М.М. Бирштейн
фото конца 80-х гг. XX в.

Сегодня Центр инновационных образовательных технологий ставит целью возрождение и дальнейшее развитие традиций Университета в сфере активных методов обучения. В учебном процессе используются разнообразные активные методы обучения: кейс-технологии, ситуационный анализ, имитационные упражнения, игровое проектирование. Внедрена система текущей проверки знаний (автоматизированное тестирование), широко применяются электронные учебники и автоматизированные обучающие системы. Но по-прежнему самым распространенным и любимым студентами видом АМО остается деловая игра.

По материалам: Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989.; Они создавали ИНЖЭКОН: Сб. очерков / Под общ. ред. А.И. Михайлушкина. СПб.: СПбГИЭУ, 2008.